Я получил эту роль...
Для участников ролевого движения существует как бы два мира – мир реальности и мир игры. Понятное дело, в параллельном романтическом мире есть всё то, чего нет в реальности, и нет всего того, что отравляет обычное существование. В действительности скучная работа, учёба, вызывающая отвращение, в игре – героические сражения, позволяющие проявить свою доблесть и благородство. Романтическое двоемирие кружит голову или изначально не совсем здоровые головы порождают «второй мир»? А может, за всем стоят вовсе не романтические потребности?
- Все люди, состоящие в ролевых клубах, хотя бы немного романтики, - говорит Пётр, занимающийся историческим фехтованием уже пять лет. - Однако есть такая особенность, что подавляющее большинство людей, приходящих в ролевое движение, в чём-то неполноценны. Это люди, которым не удаётся реализоваться в обычной жизни, часто «затюканные», которые никак не могут себя найти. Их объединяет личностная несостоятельность. Про многих можно сказать: если бы он не стал ролевиком, он мог бы с той же фанатичностью ходить с крестиком или ещё чего-нибудь себе придумал. У таких людей часто много комплексов. Когда они вступают в игру, всё становится для них прекрасно, потому что они наконец-то находят общение, которого им так не хватало.
В большинстве своём ролевики – замкнутые люди, они держатся вместе, образуя изолированную группу. Они создают свою особую среду, в которой им легко и комфортно:
- Люди, которые начинают заниматься ролевыми играми, ищут, прежде всего, общения и находят общее в стремлении к романтике, у них сходятся музыкальные вкусы, в одежде.
В «параллельном» мире ты можешь открыть себя с новой стороны, стать таким, каким никогда не был, но хотел бы быть. Элементарный пример: человек, от которого все в школе чуть ли не шарахались, считая, что он определённо «того», оказался очень популярным в ролевой тусовке, а одна моя знакомая даже минут пять восторгалась его красотой.
Поскольку цель многих идущих в ролевое движение – утвердиться, реализоваться в социуме, то порой оказывается, что участие в схватках и турнирах и каких-либо других исторических постановках – дело второстепенное и вовсе не обязательное.
- Историческое фехтование – это только часть ролевого движения, которым занимаются немногие, - рассказывает Пётр. - Большинство же занимается всякой приблудой. Собственно толкиенисты держат в красном углу томики Толкиена, им поклоняются, знают все эльфийские роды, учат язык. Вся их деятельность – общение друг с другом, обсуждение произведений «профессора». Некоторые вообще просто регулярно собираются, играют на гитарах, флейтах, выпивают, курят и ничего больше. То есть ничем не отличаются от обычной дворовой тусовки. Меня такие люди раздражают.
Масса людей, приходящих в ролевое движение, руководствуется простым любопытством, интересом ко всему необычному, желанием попробовать что-то новое. Молодые люди, которых в ролевую тусовку «притащили друзья», долго в ней не задерживаются. По словам Петра, абсолютное большинство – люди, которые приходят и уходят. Прилив обычно каждый год весной. «Корифеев» движения в Нижнем Новгороде можно пересчитать по пальцам. Многие не выдерживают физических нагрузок на тренировках, некоторым просто становится неинтересно.
Как и вступая в любую новую компанию, молодые люди часто начинают заниматься ролевыми играми в поисках отношений с противоположным полом. Парни редко идут в ролевые клубы из-за девушек, их там мало. А девушки за парнями – очень часто:
- Парней-ролевиков много, тем более, если они занимаются фехтованием, они спортивно сложены, симпатичные, сильные, замечает Пётр. - Существует много пар, сложившихся в ролевой среде, создаются семьи. Детей из таких семей мне жалко. Я считаю, человек должен сам к этому прийти, а они уже воспитываются в толкиенистском духе. Хотя это лучше, чем жить в семье алкоголиков или бандитов.
Реальность и фантазия смешиваются в умах молодых людей, и «оторванный» образ жизни затягивает не меньше, чем какая-нибудь секта. При этом отнимается не только свободное время, но и здоровье – порой истинные ролевики настолько вживаются в образ, что возникает ощущение схватки «не на жизнь», - и материальные средства:
- Я мог купить себе подержанную машину на те деньги, что потратил с тех пор, как занимаюсь. Съездить на игру – а это значит подготовить амуницию, запастись едой, плюс дорога – стоит тысячи четыре, а помимо игр в течение года покупается оружие, доспехи и т.п.
Можно подумать, что увлечение ролевыми играми – явление временное, связанное с возрастными комплексами. Однако Пётр утверждает, что в параллельных мирах можно просуществовать всю жизнь, в клубах состоят люди, занимающиеся ролевыми играми более десяти лет. О себе говорит без колебаний:
- Я собираюсь когда-нибудь бросить, - хотя тут же оговаривается: - может быть.
Комментарий психолога
Фомина Наталья Вячеславовна кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии НГПУ:
Мотивов, побуждающих участвовать в ролевых играх, достаточно много. Ведущими среди них являются следующие:
- Поиск дружеских контактов, общения с единомышленниками;
- Тяга к новому, необычному;
- Интересное и неординарное времяпровождение;
- Саморазвитие через проигрывание и проживание роли;
- Самореализация в образе исторического персонажа;
- Хобби: интерес к истории, сказкам и т.п.
Одним из ведущих и независимых от возраста, является мотив ухода в игру от реальности, от проблем, связанных с ней. Общение и построение отношений с людьми через образ позволяет снять личностную тревожность, повысить уверенность в себе, а с другой стороны, уйти от ответственности за реальные отношения. Роль позволяет возвыситься в собственных глазах, глазах окружающих. Поэтому ролевые игры оказывают психотерапевтическую функцию, нормализуют самовосприятие, повышают общий тон настроения, способствуют более ровному эмоциональному реагированию. Замечено, что среди участников ролевого движения мало людей взрывных, с повышенной возбудимостью. Вступая в игру, молодым людям удаётся свойственные обычной жизни отрицательные эмоции, научиться получать удовольствие от игры и самого себя в ней, научиться эмоциональной саморегуляции.
Психологи замечают, что из характерологических типов в ролевое движение наиболее часто вступают личности:
- Экзальтированные – в ролевой игре они находят почву для фантазий, возможность выделиться, завязать интриги, такие люди любят рассказывать различные байки, истории, связанные со своим участием в игре.
- Демонстративные – для них важно быть в центре внимания, на сцене; играть главную роль. В реальной жизни не имея такой возможности, они с удовольствием реализуют эту потребность в игре.
- Гипертимные – люди, которые жаждут активной, деятельной, разнообразной жизни и социальных контактов. Сами не умея или боясь их инициировать, они с удовольствием вступают в заданные отношения и распорядок деятельности.
- Застревающие – люди, которые, войдя в роль и выстроив в ней определённые отношения, не могут расстаться с ней, т.к. для них установленный порядок становится привычным.
В ролевых играх молодые люди находят то, чего им не хватает в реальной жизни: способ компенсации своих способностей. Однако игра не решает глубинных личностных проблем, поэтому люди, реализующиеся в игре, порой не могут справиться с реальной жизненной ситуацией и реальными отношениями.