Массаж и Ваш малыш
Здоровый ребенок - это главное в жизни семьи.
Детский массаж способен помочь вашей кроке при различных заболеваниях. А если прибавить к массажу еще и лечебную гимнастику, аквамассаж, то за здоровье малыша волноваться родителям придется все меньше и меньше.
Детский массаж благотворно влияет:
- на кожу (механическое очищение кожи,
улучшение тургора)
- на кровеносные и лимфотические сосуды (сосуды расширяются,
улучшается приток крови, улучшается трофика)
- нормализует функции желудочно-кишечного тракта (при метеоризме
содействует освобождению кишечника от газов)
- на нервную систему (увеличивается выработка ацетилхолина, который
влияет на проводимость нервного импульса по рефлекторной дуге, тем
самым, у возбудимых, нервных детей нормализует сон)
- на органы дыхания (улучшается функции дыхательных мышц,
следствием чего является улучшение функции легких),
- на сердечно-сосудистую систему (ускоряется кровоток, который
влияет на работу сердечной мышцы).
Детский массаж в сочетании с гимнастикой является замечательным средством профилактики и лечения многих заболеваний.
ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ МАССАЖА
Местом для проведения занятий может быть любая твердая поверхность, лучше всего подходит стол для пеленания. Застелите его чистой пеленкой, под которую подкладывается клеенка и сложенное в два раза байковое одеяло. Расположить стол желательно так, чтобы была возможность подходить к ребенку с разных сторон.
- Проводят массаж в проветренном помещении при температуре воздуха не ниже +20°С, грудным детям — не ниже +22°С. После массажа детей раннего возраста следует одеть в теплое белье и ребенок должен отдохнуть.
- Место для занятий должно быть хорошо освещено, вдали от отопительных приборов и сквозняков.
- Массаж и гимнастику следует проводить за 0,5-1 час до кормления или через 40-45 минут после него.
- Перед сном детей массировать нельзя.
- Ваши руки должны быть идеально чистыми, сухими, мягкими и теплыми, с коротко остриженными ногтями. Часы, кольца и все прочее, что может причинить ребенку неприятность, на время проведения массажа следует снять. Одежда должна быть удобной и легкой, не стесняющей движения и оставляющей руки открытыми до локтей.
- Техника, приемы выполнения массажа детям — такие же, как и взрослым, однако методика более щадящая, так как кожа у детей нежная, они легко возбудимы.
- Массаж не должен вызывать или усиливать болевые ощущения.
- Особенность массажа для детей грудного и младшего дошкольного возраста — обязательное сочетание его (в каждой процедуре) с физическими упражнениями.
- Длительность процедуры — от 5-8 до 30 минут (в зависимости от возраста и количества охватываемых областей тела). На курс лечения назначают 10-15 процедур; при детском церебральном параличе, вялых парезах, сколиозе, кифозе — до 20-25 процедур, ежедневно или (чаще всего) через день.
- Перерыв между повторными курсами определяют индивидуально, но он должен быть не менее 10-15 дней.
- Общий массаж детям грудного и младшего дошкольного возраста назначают в сочетании с физическими упражнениями через день, продолжительностью не более 30 минут.
- При массаже детям, как правило, не следует пользоваться мазями, кремами. При жирной коже, повышенной потливости ребенка кожу его припудривают тальком; при сухой коже ребенка массажист смазывает свои руки глицерином, растительным маслом (для грудных детей — прокипяченным), детским кремом или припудривает кожу ребенка тальком.
- Массаж эффективен при максимальном расслаблении мышц у ребенка.
- Дозировка массажных приемов и интенсивность их выполнения должны нарастать постепенно.
Массаж груди, живота, спины, конечностей для усиления лимфо- и кровообращения, улучшения венозного оттока проводят по ходу лимфатических и кровеносных сосудов в направлении тока крови и лимфы:
- на руках движения направляют от пальцев до подмышечной впадины;
- на ногах — от пальцев до паховой области;
- на груди — от грудины в обе стороны до подмышечной впадины;
- в верхней и средней частях спины — от позвоночника до подмышечной впадины;
- в пояснично-крестцовой области — в направлении к паховой области;
- на шее, голове — вниз к подключичной области;
Массаж для детей в возрасте от 1,5 до 3 месяцев
В этом возрасте повышен тонус мышц рук и ног и выявляются некоторые врожденные рефлексы. Поэтому проводят только легкое поглаживание, растирание и некоторые рефлекторные движения, возникающие в ответ на специально производимые раздражения, вызывающие проявления врожденных рефлексов (подошвенный, спинной, ножной и другие).
Исходное положение ребенка: на боку, ногами к краю стола. Поглаживание. Левой рукой поднимают вверх руку ребенка, ладонью правой руки производят поглаживание от кисти к плечу. 6-8 раз.
2. Массаж живота (рис. 2).
Исходное положение: на спине. Поглаживание. Ладонью одной руки или ладонями обеих рук по ходу часовой стрелки производят круговое поглаживание живота. 5-6 раз.
3. Массаж ног (рис. 3).
Исходное положение: на спине, ногами к краю стола. Поглаживание. Слегка придерживая одной рукой ногу ребенка за стопу, производят ладонью другой руки поглаживание по наружной и задней сторонам голени и бедра. 4-6 раз.
Внутреннюю поверхность бедра не массируют
4. Рефлекторное упражнение — разгибание позвоночника (спинной рефлекс) (Рис. 4).
Исходное положение: на боку, ногами к краю стола. Разгибание вызывают, проводя двумя пальцами по обеим сторонам позвоночника в направлении от ягодиц к плечевому поясу. Выполняют по 2-3 раза в положении на правом боку и на левом.
5. Массаж спины (рис. 5а, 5б).
Пименяют ребенку с 2-месячного возраста. Исходное положение: на животе, ногами к краю стола. Поглаживание. Производят поглаживание спины по направлению от ягодиц к шее двумя пальцами рук (рис. 5а) или тыльными пов ерхностями кистей обеих рук (рис. 5б). 4-6 раз.
6. Рефлекторное упражнение — поднимание головы (рефлекс положения) (Рис. 6).
Исходное положение: на животе, ногами к краю стола. Ребенка приподнимают над столом на правой ладони, вытянутые ноги его поддерживают левой рукой снизу за стопы и нижние части обеих голеней. При этом происходит рефлекторное отклонение головы назад и разгибание спины. 1-2 раза.
Исходное положение: на спине, ногами к краю стола.
а) Поглаживание и растирание пальцев стопы. Ладонями обеих рук обхватывают каждый палец стопы в отдельности и производят поглаживание — 4-5 раз, а затем растирание — 2-Зраза.
б) Поглаживание стопы. Поддерживая указательными пальцами обеих рук слегка приподнятые стопы ребенка, большими пальцами производят поглаживание стопы по тыльной ее стороне в направлении от пальцев к голеностопному суставу и вокруг этого сустава. 4-6 раз.
8. Рефлекторное упражнение — сгибание и разгибание пальцев стопы (подошвенный рефлекс) (Рис. 8).
Исходное положение: на спине, ногами к краю стола. Одн ой рукой слегка приподнимают ноги ребенка, захватив их выше голеностопного сустава, и указательным пальцем друг ой руки слегка надавливают у корня пальцев на подошву ребенка, чем вызывают рефлекторное сгибание пальцев; затем проводят пальцем по наружному краю стопы до пятки, вызывая рефлекторное разгибание пальцев ноги. 3-4 раза.
9. Рефлекторное упражнение — потанцовывание (ножной рефлекс) (Рис. 9).
Исходное положение; ребенка поддерживают под мышки и ставят на стол спиной к себе. От прикосновения. к плотной поверхности ноги ребенка рёфлекторно выпрямляются в коленных и тазобедренных суставах. 4-6 раз. на животе движения направляют по часовой стрелке вокруг пупка и далее, расширяя, до боковой поверхности тела.
Массажируйте своего малыша и будьте здоровы!
Комментарии
|
|