Живопись большого города
Райтерами называются художники граффити, от английского to write – писать. Мы побеседовали с одним из них - Stan'ом, он же графический дизайнер Александр Шиманов.
В далёком 1997 году, насмотревшись на граффити в модных журналах, он впервые решил попробовать разрисовать стены. Зацепило с первого разу. И до сих пор не отпускает. Несмотря на оконченный юрфак, нынешняя профессия связана с рисованием, кроме того, Stan продолжает творить на стенах родного города:
- За последние год-два было нарисовано больше, чем за предыдущие 7 лет «карьеры». Участие в фестивалях принимаю по мере возможности: в Нижнем пока ни одного не пропустил. Каждый год с друзьями выезжаем в другие города.
Оценивая уровень граффити в Нижнем Новгороде, Александр прибегает к сравнению с другими регионами:
- Если сравнивать с крупными российскими городами, такими как Москва, Питер, Екатеринбург, то мы, конечно, в развитии сильно уступаем. Количество райтеров гораздо меньше, меньше информации о мероприятиях. И, как это не банально, меньше крутится денег в этой среде, а от этого много зависит: наличие профессиональной краски для граффити, информационных материалов, проведение мероприятий. Большой минус для развития граффити в Нижнем – довольно реакционное поведение горожан: господствует нетерпимость к непонятному и необычному новому. Но если брать для сравнения, к примеру, города Поволжья, то Нижний наряду с Казанью - один из центров граффити этом регионе. Конечно, это связано, прежде всего, со слабым развитием граффити в России в целом. На данный момент ситуация такова, что в среднем есть по 3-4 человека на средний российский город, чей уровень мастерства позволяет говорить о профессиональности в граффити. Конечно же, это очень и очень мало.
Во всём мире граффити является культурой андеграунда, граффитчиков преследует полиция, за рисование грозит наказание вплоть до лишения свободы. Так ли обстоит дело в Нижнем Новгороде?
- С милицией особых проблем не было, пару раз убегал, пару раз гнались, один раз стреляли из «Калашникова» в воздух, один раз забирали в участок. Но все это следствие недоразумений, а не каких либо претензий к моим работам. В основном, все истории про проблемы граффитчиков с полицией идут от деятельности бомберов, которые совершенно заслуженно отгребают за свое «творчество».
Именно бомбы - быстрые рисунки, как правило, букв (прозвище или название команды), по словам Александра, порождают негативное отношение к граффити среди большинства городских обывателей.
- Это наиболее распространенное течение в граффити. По сути, это чистый вандализм. В последнее время в город приходит мода из Москвы на загаживание поездов, электричек, общественного транспорта, опрятных стен. Абсолютно бездумное занятие. К сожалению, именно это направление будет наиболее активно развиваться, так же, как оно развилось в Москве и Питере. Для многих это способ добиться быстрой и дешевой славы.
Тем не менее, Stan рассказал, что есть в Нижнем Новгороде и настоящие райтеры. Их немного, но уже появились подающие надежды имена. Лучшее, что появляется в последнее время, собрано на сайте www.graffiti.nnov.ru .
- В нашем городе уже много хороших рисунков, правда сделаны они, в основном, за последние год-два, в связи с развитием граффити туризма. Стало больше приезжать райтеров из других городов, что позволило делать масштабные и качественные работы. Одни из лучших в Нижнем - работы «старичков» на стадионе «Водник», и еще парочка рисунков, разбросанных по городу. Самые известные, бесспорно, работы, сделанные на фестивалях «Европы плюс»: на Большой Печерской, Канавинском мосту, ул. Родионова, Похвалинском съезде. Но нужно сразу оговориться, что реклама не может быть граффити. Не все, что нарисовано баллоном, это граффити, поэтому реклама отдельно – граффити отдельно. Рисунки на Печерской - здорово. Реклама - необходимая данность для проведения фестиваля.
Материал для осмысления, возможность завести нужные и приятные знакомства дают художникам специализированные фестивали. Например, фестиваль от «Европы плюс» в Нижнем Новгороде или ежегодный «Meeting of Styles», который в 2007 году первый раз прошел в России в Питере.
Изначально граффити развивалось в рамках хип-хоп культуры. И сейчас, говорит Александр, большинство художников имеют то или иное отношение к этой культуре. Однако сейчас все больше людей приходит в граффити из других субкультур: панк, рок, альтернатива, футбольные хулиганы и даже неонацисты.
Граффити связано с другими видами искусства как составляющая единого культурного целого. Современная тенденция - интеграция в современный графический дизайн. Всё обращают внимание на граффити так называемые "современные художники". В свою очередь, граффити вырастает из прежних рамок и вбирает в себе современные художественные течения и классическую школу.
- Определенно, граффити - это и стиль жизни, и некая философия. Однако для райтеров это не принципиально. Это все довольно общие понятия, и каждый для себя определяет сам, что есть его граффити и его философия. Только немногие видят в нём нечто большее, чем рисунки на стенах. Для меня – это просто один из способов рисовать, я не ограничиваюсь только граффити. За других же говорить не могу.
Граффити сейчас появляется везде. В верхней части города рисунков больше, чем в нижней. «Исторические» районы Нижнего, по словам Александра, напоминают скорее разрушенное гетто, нежели памятники культуры, поэтому в районе центральных площадей можно встретить много работ. Но, в целом, граффити у нас пробивается «вопреки», а не «благодаря»:
- В последнее время понемногу стало меняться отношение горожан, но безобразных работ, к сожалению, в десятки раз больше, чем хороших, что и позволяет людям судить о граффити либо как о хулиганстве, либо как о детском баловстве.
Комментарии
|
|
|
|
|
|