Обычай наряжать ёлку
Древние языческие народы в праздники часто украшали свои жилища зелёными ветками. В гороскопе друидов (кельтских жрецов, поклонявшихся лесу, деревьям) характер и судьба человека были связаны с «его» деревом (у каждого человека, в зависимости от даты рождения).
Наши предки-славяне верили, что в деревьях обитают духи растительности и плодородия, от которых зависит урожай хлеба, фруктов и овощей. Могущественные духи были не только добрыми, но и злыми, поэтому их нужно было умилостивить подарками. Вечнозеленая ель занимала особое место среди всех деревьев. Она была священным центром, «мировым древом», символизирующим саму жизнь и новое возрождение из темноты и мрака.
На самой большой елке в лесу ежегодно, в конце декабря (когда начинался «солнечный» год) люди «развешивали разные подарки» для духов, чтобы сделать их добрее и получить богатый урожай. Приносилась искупительная жертва, как бы воспроизводящая первую жертву сотворения мира.
Древние европейцы подвешивали к зеленым ветвям ели яблоки — символ плодородия, яйца — символ развивающейся жизни, гармонии и полного благополучия, орехи — символ непостижимости божественного промысла. Считалось, что наряженные таким образом ветки ели отводили злых духов и нечистую силу. Наряжали елку и игрушками. А поведали миру обо всем этом то ли волхвы, то ли древние германские пастухи.
Затем этот веселый и уютный обычай проник в особняки и замки, где росли принцессы. Вырастая, они выходили замуж за иноземных принцев и приносили немецкий зимний обычай в другие страны Европы. Именно юная немецкая принцесса, выданная замуж за наследника британского престола, нарядила в конце XVII века первую елку в Англии. Другая принцесса из Германии научила этому французов. Кстати некоторые ученые считают, что первая елка была украшена в XVI веке в г. Эльзасе (принадлежавшем ранее Германии, а сейчас это часть Франции).
В нороде бытует и другая версия.
Рассказывают, будто бы первым принёс ёлку в свой дом сам Мартин Лютер, основатель направления в христианстве, которое называется лютеранством. Однажды, в 1513 году, в ночь, накануне Рождества, Лютер шел домой и, взглянув на высокое небо, на сияющие звёзды, он услышал едва различимый их серебряный перезвон, и ему показалось, что и ели, стоящие вокруг, тоже осыпаны яркими сверкающими звёздами. Тогда-то он и принёс домой маленькую ёлочку, украсил её свечами и сверкающими звёздочками. С тех пор рождественские и новогодние ёлки поселились в домах и стали радовать детей и взрослых.
К середине прошлого века ёлка завоевала всю Европу и переселилась на американский континент.
В России судьба елочки сложилась непросто. Как и любое западное новшество, оно развивалось с трудом. При Петре Первом елки в домах не ставили, а украшали жилище веточками, хвойными лапами. По существующему благородному и красивому обычаю ко дню новогоднего праздника выращивали в кадках цветущие вишни — и «свечи мира» горели рядом с цветами на маленьком деревце. Так, с незапамятных времен во многих домах на Новый год покрытая бело-розовыми и нежными лепестками благоухала, подобно нарядной невесте, славянская новогодняя вишня, а не колючая ель.
Настоящие новогодние елки, а не веточки ели и
сосны, пришли к нам лишь в 30-х годах XIX века. Да и то,
наряженные елки стояли в домах петербургских немцев. А публично в
столице ёлки ставились в столице только с 1852 года. К концу
XIX века ёлки стали главным украшением и городских и деревенских
домов. В XX веке елки были неотделимы от зимних праздников
вплоть до 1918 года, когда из-за принадлежности украшенной елки к
Рождеству и религии, новогоднее дерево было запрещено на
целых 17 лет (до 1935 года). И только в 1949 году 1 января
стал нерабочим днем, и новогоднее дерево вновь вернулось в
наши дома.
Комментарии
|