Святки - две недели после Рождества...
В святочный период проходил Коляда, который был у древних славян праздником народившегося солнца, днем рождения солнечного года.
По словарю: коляда - первоначально производили от "коло"- колесо (напоминает форму солнца)- от колоды, которую зажигают в эти дни. Но позже было установлено, что слово имеет латинское происхождение (в Древнем Риме это первый день месяца).
В ночь на Коляду жгли костры (зажигали древним способом священный огонь, который горел 12 дней), вокруг плясали, с приговорками с гор скатывали горящее колесо. Молодежь, разодетая в новые рубахи, чтобы избежать неурожая, собравшись в избе, плясала, слушала сказки, перекидывалась загадками, а главное — рядилась.
А еще на святки было принято колядовать. Этим обычно занимались дети помладше. Они ходили по домам, стучались и пели. Этот обычай идет еще из дохристианской Руси и воспевает языческих богов, которым тогда поклонялись славяне.
В России коляды две: одна перед Новым годом - Васильевская; вторая перед Богоявлением - Крещенская. Первая еще известна под именем богатой, а вторая - постной.
Яснее всего пожелания удачи высказывала сельская детвора. Еще задолго до сочельника - кануна Рождества - собирались ребятишки-подростки, мальчики и девочки, чтобы разучивать припевки, в которых величали хозяев и славили Христа. Окунемся в прошлое, попав в атмосферу того времени.
Колядки:
Коляда, коляда!
Пришла коляда
На канун Рождества;
Мы ходили, мы искали
Коляду святую
По всем по дворам, по проулочкам.
Нашли коляду
У Петрова-то двора;
Петров-то двор железный тын:
Среди двора три терема стоят,
В первом терему светел месяц,
В другом терему красно солнце,
А в третьем терему частые звезды.
Светел месяц- Петр, сударь,
Свет Иванович;
Красно солнце- Анна Кирилловна;
Частые звезды- то дети их.
Здравствуй, хозяин с хозяюшкой,
На долгие веки, на многие лета.
* * *
За дверью:
А мы ищем-поищем господинов двор,
Господинов двор посередь Москве.
Стоят три терема златоверховые;
Во первом-то терему млад светел месяц,
Во втором-то терему красно солнушко,
В третьем-то терему часты звёздочки.
Млад светел месяц-то хозяин наш,
Красно солнушко-то хозяюшка,
Часты звёздочки - малы детушки.
Нас хозяин-то дарил золотым перстнём,
Нас хозяюшка-то дарила золотой гривной,
Малы детушки дарили частым бархатом.
А мы перстень-то возьмём, на молебен снесём,
А мы гривну-то возьмём, на вине пропьём,
А мы бархат-то возьмём, по себе раздерём,
По себе раздерём, всем кафтанчики пошьём.
Уж кафтан-то короток, а я весь передрог,
У нас торбасы тоненьки, у насножки зябнут,
У нас перчаточки тоненьки, у нас ручки зябнут,
Уж как шапочки голеньки, у нас темечко зябнет.
Коляда, коляда, отпирай ворота!
Не отворишь ворота - подавай пирога.
Войдя в избу, поют:
Пришли мы, пришли к добру господину,
Добра господина дома не случилось,
Дома не случилось, хозяюшки дома нет;
Хозяина звали пир пировати,
Хозяшку звали стол столовати,
Сына-то звали на стрельбище,
Дочерь-то звали на игрище;
Хозяина дарили куньею шубой,
Сына-то дарили тугим луком,
Дочерь-то дарили золотым венцом
Ряженье служит символом обновления природы. Среди ряженых был
хозяин леса - медведь в вывернутой на изнанку шубе. Так же
изображали старуху, горбатого старика. Рядилась обычно женатая
молодежь, но могли в этом принимать участие люди всех возрастов.
Ряжение - народный обычай глубокой древности, и потому маскарадные костюмы во всех концах России были сходными. Проще всего было обменяться одеждой, мужской на женскую, а женской - на мужскую.
По домам в вечернее время и по ночам ходили ряженные — колядующие, специально для того, чтобы получить от хозяев обрядовую пищу и высказать им благожелания в наступающем году, достаток семьи в будущем году, считалось, напрямую зависел от степени одарения колядующих.
По народным воззрениям, в Святки появляется возможность заглянуть в свое будущее, чем и объясняются многочисленные формы святочных гаданий.
Главная забота молодежи - устройство личной судьбы в наступающем году. Этому посвящались игрища на вечерках. Об этом гадали в новогодний и крещенский вечера. Девушки обычно пытались узнать, каков будет жених, в какую семью она войдет и не лежит ли ей путь в дальнюю сторону. Собравшись компаниями, бегали подслушивать у окон, спрашивали у прохожих, как звать суженого, пускали в избу курицу или петуха, девушки-сибирячки перебрасывали через плетень пим, поджигали нитки и т.д.
Гадание, ворожба считались делом, связанным с нечистой силой. Гадания начинались в 12 часов, вершить их надо было молча, смеяться запрещалось. Девушки смотрелись в зеркало со свечой. Подходили к нему спиной, подруги вели их под руки. Также со свечой ходили во двор ловить овечек, или к реке за водой и ждали, кто встретится.
И сейчас мы ждем Святок, чтобы вдоволь нагадаться! Но важно - не прогадать судьбу... А это сделать ох, как сложно. Есть только один способ избежать "прогадывания" - не гадать вовсе...
Комментарии
|
|
|
|
|
|