Людмила Хитяева. Нижегородская мадонна.
Древний русский город Нижний Новгород… На земле его родилось множество славных имен России. И среди них ярко светится звездочка прекрасной актрисы – Людмилы Хитяевой.
Это она – синеглазая волжанка,
сумела создать в кино такие незабываемые, проникающие в душу
женские образы, которыми не могла не покорить все население
Советской страны. Творчество Людмилы Хитяевой в основном пришлось
на ХХ век, в котором прошла значительная часть ее
жизни.
Родившись 15 августа 1930
года, она еще ребенком пережила тяжелое лихолетье Великой
Отечественной войны, полное тревог и лишений. Ее родители своим
самоотверженным трудом изо всех сил приближали день желанной
победы. Мать - Вера Ивановна Хитяева военврач 1-го ранга спасала
раненных, вывозя их на судне «Пролетарий» из пылающего Сталинграда.
Отец - Иван Яковлевич Хитяев трудился на заводе, где в ту нелегкую
для страны годину выпускали танки, и который впоследствии стал
известным на всю страну автозаводом, выпускающим гордость
отечественного автомобилестроения автомобиль «Волга».
В наступившее мирное время
могучая и полноводная «мать – река» Волга свободно и легко понесла
свои мощные воды далеко на Юг, призывая Великий город,
расположившийся на ее благодатных берегах, начать путь возрождения,
как уже не раз бывало в его древней истории.
Началась новая жизнь и у
шестнадцатилетней Людмилы Хитяевой. Случайно оказавшись в стенах
Горьковского театрального училища, сопровождая на экзамен подругу,
заодно и сама решила прочитать перед приемной комиссией выученный
монолог Катерины из «Грозы» А.Островского. Результат не заставил
себя долго ждать – ее приняли на первый курс училища.. После
окончания, работая на театральных подмостках в Горьковском
драматическом театре им. М.Горького, Людмила Хитяева и не думала о
карьере киноактрисы. И только когда известный прозаик и сценарист
будущего нового фильма «Екатерина Воронина» Анатолий Рыбаков увидел
ее на сцене театра, а затем передал о своем впечатлении режиссеру
И.Анненскому, она, получив телеграмму, пришедшую из Москвы в театр
с вызовом на съемки кинопроб, ни минуты не сомневалась в
правильности своего выбора и уехала на пробы.
Кинороман «Екатерина
Воронина», который вышел на экраны в 1957 году, стал ее удачным
дебютом в кино. Где она своей реалистичной, далекой от штампов
игрой показала всю незаурядность своей героини, с сильным
самобытным характером, способную любить и прощать. И задала тон
всем ролям, которые в дальнейшем довелось сыграть в кино. Съемки
проходили в знакомой ей обстановке, в Нижнем Новгороде в порту на
Стрелке. После выхода на экраны этого фильма к ней пришла огромная
популярность, очарованные ее героиней кинозрители писали письма,
ходили на творческие встречи. Ее стали приглашать на новые роли в
кино. В 1962 году Людмила Хитяева увольняется из театра, прощается
с любимым театром, с дорогим ей городом и навсегда уезжает в
Москву.
«Мне жизнь подарила много ролей, много
любви»,- рассказывает актриса. Она была три раза замужем, и все ее
мужчины были прекрасными людьми, самым длительным был брак с
третьим мужем – 20 лет, но «в одно прекрасное утро я взяла и ушла.
Считаю: в жизни творческого человека главное –
работа». Еще в театральном училище
она полюбила и вышла замуж за своего однокурсника, но совместная
жизнь не задалась. Он был «мужественным и основательным», но
Людмила «ушла от него, хотя сильно любила». А он «умирал каждый
раз, когда слышал о моем новом муже и женился только через 14 лет
после нашего разрыва». Здесь же в Нижнем Новгороде родился ее
единственный сын Павел.
В 2005 году страна праздновала юбилей
любимой актрисы. Солидный возраст Людмилы Ивановны не стал помехой в ее,
насыщенной событиями жизни. Она «полна энергии и творческих
планов», член Союза кинематографии России, член Попечительского
совета общественного благотворительного фонда, активный участник
кинофестивалей, конкурсов. Всегда окружена поклонниками своего
таланта. И так же красива, как и в прежние годы, с яркой синевой
глаз и необыкновенной улыбкой, о которой в 60-70 гг. говорили, что
в России есть только две улыбки – Юрия Гагарина и Людмилы Хитяевой.
Ее как-то спросили, не явилась ли привлекательная внешность актрисы
причиной большого успеха в кино. На что ответила: «Ну, конечно. Но,
если нет таланта, то любая внешность остается просто внешностью».
Оглядываясь на прожитый путь, она не пишет воспоминаний, а
раскрывается в своих стихах, которые читает на многочисленных
творческих вечерах, проходящих при полных
аншлагах.
Целая
галерея созданных ею женских образов сильных, смелых, глубоких
натур и, в то же время, женственных и обаятельных являются
шедеврами российского классического кино, а фильмы представляют его
Золотой фонд. Но Людмила Ивановна, снявшись более чем в 50 фильмах,
считает, что: «Все мои лучшие работы в кино связаны с творчеством
Шолохова, ведь мне посчастливилось сыграть ведущие женские роли в
фильмах «Тихий Дон» и «Поднятая целина»… благодарю за то, что
судьба подарила мне возможность воплотить на экране его образы и
встречаться с ним лично». В свою очередь М.Шолохов так отзывался о
сыгранной ею роли Дарьи Мелеховой, в трехсерийном фильме «Тихий
Дон», 1958 год, реж. С.Герасимов: «Ты украсила картину…Сыграла
лучше, чем я написал». Фильм занял первое место в прокате, его
посмотрели 47 млн зрителей. И не удивительно, что именно М. Шолохов
порекомендовал С.Герасимову утвердить ее на роль Лушки в фильме
«Поднятая целина». Людмиле Хитяевой особенно удался образ казачек,
с их мужественным, независимым характером, уверенностью в себе, но
не лишенных лиричности и задора. На встречах с кинозрителями у нее
часто спрашивали: «Вы, случайно, не донская
казачка?».
С фильма «Тихий Дон» Людмиле
Хитяевой открылся длинный и славный путь в большое кино. Где она с
присущим ей темпераментом и талантом сумела выразить любовь к
народному характеру. Это особенно чувствуется в фильмах: «Кочубей»
1958 год, реж. Ю.Озеров, «Евдокия» 1961 год, реж. Т.Лиознова,
«Приваловские миллионы» 1972 год, реж. Я.Лапшин, «Василий
Буслаев»,1982 год, реж. Г.Васильев и др.
Людмила Ивановна часто
посещает город своей юности – Нижний Новгород, где ей всегда рады и
горды тем, что она их землячка. Актриса с яркой творческой судьбой,
обладающая сама, как и ее героини, твердым характером и неуемной
энергией.
И невольно вспоминается та
далекая эпоха, в которой жил и творил великий иконописец Феофан
Грек, создавая свои вечные фрески на нижегородской земле,
вдохновленный прекрасными ликами русских женщин, к числу которых
принадлежит наша современная мадонна Людмила Ивановна
Хитяева.
Комментарии
Ваш комментарий