ГоловоКРУЖительное мастерство
Must have сезона – черное кружевное платье, соблазнительное и романтичное. Именно такой наряд предпочли для недавних светских выходов актрисы Пенелопа Крус, Скарлетт Йоханссон и Лив Тайлер.
Вместе с тем, этот предмет всю свою историю был предметом вожделения и горячих страстей. Кружевная мания охватила Европу в XVI веке, хотя заимствование аристократами кружева из облачения католических священников произошло уже в XV столетии. Секреты кружевного дела той или иной страны охранялись как государственная тайна. Ажурные изделия запрещались королевскими указами за непомерно высокую стоимость и вывозились контрабандой. Купцы делали баснословные состояния, а знать нередко разорялась дотла. Светский щеголь закладывал дом и лошадей, оставлял себя и семью без средств к существованию, но украшал костюм по последней моде. Только на воротник уходило до
Родиной кружева была Италия. Придумав ажурное полотно, по технике исполнения близкое вышивке, здешние мастера назвали его punto in aria – «стежок в воздухе». Шитье иглой – исторически первый способ изготовления кружева. Почти сразу возник и второй способ – плетение на коклюшках, особых палочках-катушках, удерживающих нить во время работы. Самым дорогим и известным итальянским кружевом было венецианское. Его достойными соперниками вскоре стали кружева из Франции и Фландрии (Нидерландов): алансонские, валансьенские, брабантские.
Первые достоверные сообщения о русском кружеве относятся к XIII веку. В Ипатьевской летописи среди событий 1252 года упомянута встреча князя Даниила Галицкого с королем венгерским. Летописец отмечает, что одет князь был богато, наряд его украшало золотое «круживо». До начала XVII века кружево на Руси изготавливали металлическое, из золотых и серебряных нитей. Дорогая отделка, расшитая жемчугом, шла на церковное облачение, одеяние государя и вельмож.
В XVII веке традиции русского кружевоплетения обогатило знакомство с ажурным искусством Европы. Заданное Петром I «равнение на Запад» сделало обязательным европейский костюм, а в нем непременно присутствовало кружево. Русские кружевницы перенимали новые способы старинного рукоделия от иностранных мастериц. Так, по указанию Петра I в московский Новодевичий монастырь были приглашены фламандские монахини для обучения девочек-сирот плетению кружев.
Освоение иноземного искусства шло быстро, вскоре им стали заниматься и в монастырях, и в дворянских усадьбах. Появились новые узоры и материалы: теперь мастерицы умели работать со льном, шелком, хлопком. Шитое кружево в нашей стране признания не получило, а коклюшечное достигло особого совершенства. Ажурное полотно той или иной губернии имело свои особенности орнамента и приемов плетения, связанные с местными традициями и культурой.
Славились московское, михайловское, рязанское, ярославское, вятское кружево. Главными центрами кружевоплетения страны в XIX веке стали Вологда и Елец, причем вологодское кружево получило всемирную известность. Оно было предметом вожделения европейских модниц, удостаивалось высших наград на международных выставках. Кружева на продажу плела вся Вологда: и женщины, и мужчины, и дети – все сословия, кроме дворян и купечества.
Кружево можно считать одним из символов феминизма. Голландские мастерицы плетением кружев зарабатывали себе приданое, содержали семью наравне с супругом, создавали собственные гильдии (средневековые профсоюзы). Даже овдовев, кружевница, имевшая постоянные заказы, могла жить в достатке и одна воспитывать детей.
А вот пара любопытных фактов из России. В узорах вологодских кружев 1930-х годов на смену традиционным орнаментам пришли эмблемы времени – изображения тракторов, пароходов, поездов, самолетов, государственного герба. Такая вот «пропаганда»…
Второй факт: на протяжении десяти лет ажурные плетения вологодских мастериц были своеобразной валютой. В 1943–1953 годах наше государство поставляло кружева в Великобританию, получая взамен оружие, лекарства и продовольствие: все для фронта, все для победы!
Кружево давно является свадебным атрибутом. Историки моды утверждают: первой невестой в белом кружевном платье была Анна Бретонская, чье венчание с королем Франции Людовиком XII состоялось в 1499 году.
В Англии XIX века, во времена королевы Виктории, использование кружева в свадебном гардеробе стало строго соблюдаемой традицией.
Но самое знаменитое платье невесты – это, бесспорно, наряд голливудской актрисы Грейс Келли, надетый ею 19 апреля 1956 года, в день свадьбы с князем Монако Ренье. На создание этого платья ушло
Среди известных невест, выбравших нежную элегантность ажура, – Жаклин Кеннеди, принцесса Диана, Брижит Бардо, Николь Кидман и другие иконы стиля. В наряде леди Ди старинное кружево украшало не только платье и фату, из него были сшиты даже туфли новобрачной.
Комментарии
|
|