Шляпы
Шляпа - это не просто элемент костюма, отражающий смену стилей и эпох в моде, но и культурный художественный феномен. Выбор шляпы, степень ее экстравагантности говорили об оригинальности вкуса владельца, о принадлежности к светскому обществу или художественной богеме, а для художника - о смелости и индивидуальности модели.
А вы знаете, что в древности головной убор наделяли магическими свойствами. Шляпа могла быть символом власти, успеха, знатности и богатства. Недаром еще греки украшали голову воина, победителя соревнований, поэта или доносчика венком из строго регламентированных материалов - от листьев дуба или лавра до овечьей шерсти.
Корона - прародитель шляпы. На латинском языке слово "corona" означает и венок, и венец, и гирлянда. Магическое значение венца для царей известно давно: символом самодержавной власти была в России шапка Владимира Мономаха, которую Петр Первый заменил императорской короной. К короне близок брачный венец, появившийся на Руси в XVIII веке. Более всего знаменита изготовленная из легендарного алмазного пояса Екатерины Великой корона, в которой венчалась невеста будущего императора Александра Второй, а затем и последняя русская императрица.
Слово "шляпа" фигурирует в огромном количестве крылатых выражений. Само словосочетание "дело в шляпе" восходит к XVI веку. Во время суда на Руси в шапку клали восковые шарики, и тяжбу выигрывал тот, кому принадлежал первый вынутый шарик. Со временем это выражение стало синонимом успешного завершения дела.
В изобразительном искусстве шляпа
также играет разнообразные роли. В портрете она всегда
использовалась как важный элемент
создания образа человека. В натюрмортах и пейзажах этот головной
убор превращался в самостоятельный объект. В жанровой картине шляпа становилась важной деталью
повествования. Шляпа вдохновляла художника и осознавалась
им
как увлекательная живописная задача.
История шляпы в России насчитывает 300 лет. Шляпы и прически всегда находились в тесной зависимости друг от друга. Когда на рубеже XVI–XVIII вв. близкие ко двору подданные должны были сменить привычную одежду на платье европейского покроя, в быт вошли шляпы и шляпки. Во время париков и напудренных волос мужчины чаще носили треугольную или двух угольную шляпу под мышкой, чем на голове. А вот дамские прически-парики были скорее головными уборами - такую сложную конструкцию сооружал на голове красавицы парикмахер. Женщины подолгу не разбирали такую прическу и защищали ее разнообразными чепцами. Собственно, женские шляпки вошли в моду лишь во второй половине XVIII столетия.
Самая знаменитая женская шляпка той эпохи носила название «Памела», по имени героини романа английского писателя Сэмюэла Ричардсона. Она была украшена полевыми цветами и колосьями - ведь роман назывался «Памела, или вознагражденная добродетель». Высота тульи и размер полей менялись, но шляпа оставалась в моде на протяжении полутора веков, вплоть до конца XIX столетия.
В России XIX века женская шляпка стала неотъемлемой частью облика любой женщины, которая хотела бы подчеркнуть свою причастность к иной культуре. Женская шляпка свидетельствовала о том, что девушка или дама имеют соответствующее образование, знают правила светского этикета и в театр, на бал или прогулку выберут именно ту шляпку, которая соответствует случаю...
А вот головной убор, который мы называем панамой, впервые появился в Эквадоре. В Японию панама была завезена с Маршалловых островов. У нас получили распространение три фасона: классическая панама, "тайваньская панама", а также "японская панама", сделанная из гречишной соломы. Шляпы стали носить все реже с конца Второй мировой войны, особенно когда они стали помехой тем, кто ездил в переполненных людьми трамваях и поездах. Вместо шляпы с полями люди стали надевать старые военные кепи, которые затем были вытеснены бесформенными, подходящими для лиц обоего пола головными уборами, по форме напоминающие детские панамки.
Мода на шляпы не просто сиюминутный бум: шляпы гораздо более интересны, чем любой иной предмет одежды. Что интересно, дамы высшего света всегда подбирают наряд под шляпку и никогда наоборот!
Комментарии
|
|