Детский труд: как воспитать правильное отношение к работе?
Трудятся все
Для малыша важно осознавать, что обязанности по дому есть у всех, что к нему относятся как к равному. В этом случае к делу он будет подходить более ответственно.
Чем нужнее результат труда ребёнка, тем больше его воспитательное воздействие. Чаще подчеркивайте значимость действий каждого на благо семьи: похвалите папу за починенный кран, бабушку – за вкусный ужин, а малыша – за красиво накрытый стол. Так вы не только поднимете всем настроение, но и дадите ребёнку возможность гордиться собой.
С интересом
Труд для ребёнка должен быть интересным, поэтому вносите в обязанности элементы игры. Ребёнок должен чувствовать, что вы – кладезь выдумки и неисчерпаемой мудрости, из которого он может черпать всю жизнь. После того, как ребёнок приучится прилагать определённые трудовые усилия в интересном для него виде труда, он легко может справиться и с неинтересными делами, ибо роль сознания в нём повышается с каждым годом.
С удовольствием
Чтобы какое-то правило, убеждение, ощущение закрепилось в ребёнке, нужно, чтобы он почувствовал ваше настроение, а не только понял вашу мысль. Малыш должен видеть, что вам приятно готовить обед, мыть посуду, убирать в доме, поливать цветы и т.д. Только тогда ему захочется это сделать самому.
Если же он услышит, что это "надо" и увидит, что вам это делать не хочется, никакими усилиями его к труду не приучишь. Есть люди, которые всё делают с удовольствием, а другие – с отвращением, так же будут реагировать на труд и их дети.
С хорошими результатами
Нельзя требовать, чтобы ребёнок сразу делал всё так, как надо. Любая нагрузка должна возрастать постепенно. Не стоит сразу предъявлять большие требования, они могут быть невыполнимыми, что вызывает негативное отношение к делу. Обучение трудовым умениям идёт быстрее, если ребёнка не наказывают, а мягко поправляют. Постепенно надо приучать малыша делать всё хорошо и правильно, качество труда – чёткий показатель культуры. Если ребёнок привыкнет делать работу кое-как, он так же будет работать и в старшем возрасте, а возможно, и всю жизнь.
Без принуждения
Если вы разговариваете с ребёнком только в повелительном наклонении, то он невольно привыкает к роли подчинённого. Инициативы от него ждать не придётся. Принуждать что-нибудь сделать криками и угрозами, всё равно, что превращать труд в повинность. В этом случае все усилия напрасны.
Если у ребёнка появилось желание, то он и горы свернёт, а если нет, то сделает так, что лучше бы и не делал. Когда отсутствует радость труда, то такие обязательства не несут в себе воспитательной силы, а противодействуют ей. Работа по принуждению принесёт немного пользы, зато может вызвать стойкое отвращение к любой повинности. Ещё худший вариант, когда к труду приучают физической силой.
С приятными воспоминаниями
Для воспитания ценных человеческих качеств, в том числе трудолюбия, ранний положительный опыт самого ребёнка имеет чрезвычайно важное педагогическое значение. В связи с этим чаще вспоминайте то хорошее и полезное, что делал ваш малыш в раннем детстве.
Все подрастающие дети любят слушать о том времени, когда они были совсем маленькими. Иногда девочка просит: "Мамочка, расскажи, пожалуйста, ещё раз, как я была маленькая и помогала тебе стирать бельё". Её глаза загораются огоньками радости в предвкушении смешного рассказа о том забавном, но добром, что она делала в два года. Не отказывайте ребенку в подобной просьбе.
"Ты был нам очень хорошим помощником, когда был совсем маленьким", – начинает рассказ мудрый отец в другой семье, незаметно и ненавязчиво закрепляя в сознании сына необходимость трудиться и помогать взрослым. Чаще вспоминайте добрые дела своего чада, возможно, и в присутствии гостей или его друзей.
Залог будущего успеха
Не откладывайте воспитание трудолюбия вашего малыша на "потом". В труде развиваются многие качества, необходимые для дальнейшего становления личности ребёнка: любознательность, инициативность, коммуникабельность, творческое воображение и т.д. Ряд показателей трудолюбия (осознание цели деятельности и настойчивость в её достижении; готовность доводить начатое дело до конца; проявление эмоционально-положительного отношения к труду; адекватная оценка результатов деятельности; аккуратность, старательность, бережное отношение к средствам и продуктам труда) наиболее успешно формируются лишь в дошкольные годы.
Если вы не сформируете эти качества в ребёнке на данном возрастном этапе, то у него обязательно возникнут сложности в учёбе и последующей адаптации в самостоятельной трудовой деятельности.
Комментарии
|