Регистрация пользователя

Воспитание ребенка

Воспитание ребенка
Всем известная поговорка - "Яблоко от яблони не далеко падает" отражает всю глубину формирования детской психологии. Ответственность за воспитание наших детей лежит, безусловно на нас, родителях.

Достойные родители - достойные дети. Но что же такое "быть достойной мамой"? Некоторые мамы думают, что "достойными" можно стать, зазубрив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания. Несомненно, педагогические и психологические знания необходимы и играют важную роль в развитии ребенка, но одни лишь теоретические знания без многолетней практики ничто... Можно ли назвать достойной мамой ту, которая никогда не сомневается в своей правоте, всегда точно представляет, что ребенку нужно и что ему можно. И стоит ли называть достойной ту, которая прибывает в постоянных тревожных сомнениях, теряется всякий раз, как сталкивается с чем-то новым в поведении ребенка, не знает, можно ли наказать, а если прибегли к наказанию за проступок, тут же считает, что была не права? Мы учимся быть родителями, так же, как учимся быть женами, профессионалами и специалистами в любом другом деле.

Родители, как и все в этом мире, не застрахованы от ошибок и имеют на них права.  Отношения с ребенком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы. Единственное, на что не имеет право ни один из нас - это не любить своих чад. Родительская любовь - единственный источник и гарантия благополучия маленького человечка, поддержания его телесного и душевного здоровья.  Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся.  Многие считают, что проявляя свою любовь к детям, они неизбежно обрекают их на эгоизм. Но это не так! Эти неблагоприятные личностные черты как раз возникают при недостатке любви, когда создается некий эмоциональный дефицит, когда ребенок лишен прочного фундамента неизменной родительской привязанности. Какова же цель воспитания? Конечно, родители задумываются  о  том,  как лучше сформулировать  для  самих  себя  цели  работы  по  воспитанию  своего ребенка. Цель и мотив воспитания  ребенка  -  это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого ребенка.  На созидание такой жизни и должно быть направленно семейное воспитание.

Ошибки семейного воспитания

"Авторитарные отношения" в семье

В таких условиях родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут делать это и не вполне корректно.

Причины авторитарного воспитания:

  • высокообразованность родителей;
  • большая возрастная грань между ребенком и родителями;
  • родители получили такое же воспитание в детстве.

Последствия авторитарного воспитания:

  • неуверенность,  склонность к  сомнениям,  пониженная самооценка;
  • отсутствие прагматического опыта в решении жизненных задач;
  • страх перед самостоятельной жизнью;
  • инфантилизм.

"Анархические отношения" в семье

Чем отличается подобный тип воспитания от других? Ребенку предоставляется полная свобода. Но сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля - тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Детям позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Такая вседозволенность, по мнению родителей, снимает с них ответственность за последствия поступков детей.

Причины анархического воспитания:

  • асоциальное, аморальное поведение родителей;
  • игнорирование эмоциональных, душевных потребностей ребенка, замена их материальными благами;
  • нелюбовь к ребенку;
  • нежеланный ребенок.

Последствия анархического воспитания:

  • полная потеря контакта между родителями и детьми;
  • равнодушие и жестокость;
  • недоверие к людям – трудности в общении;
  • попадание в криминальную среду, побеги из дома;
  • неконтролируемое поведение под влиянием внешних факторов.


"Ребенок - кумир"

Такой тип воспитания ребенка характеризуется излишней заботой о нем, чрезмерным контролем над всей его жизнью, основанном на тесном эмоциональном контакте. Отношения, складывающиеся по принципу «прожить жизнь за ребенка», излишняя близость становятся препятствием на пути личностного роста и ребенка, и мамы. До последнего времени считалось, что одного ребенка в семье достаточно. Его легче обеспечить, можно уделять ему больше внимания и лучше воспитать; но, привыкая, получать внимание, ничем не поступаясь ради друзей, он полагает, что так будет всегда и окружающие будут всегда жертвовать собой ради него. Когда же ему отказывают во внимании или привилегиях, то это воспринимается как вопиющая несправедливость. Он может попытаться заполучить желаемое силой или недопустимыми средствами. Таким образом, иногда единственные дети требовательны к другим и снисходительны к себе.

Причины такого воспитания:

  • единственный ребенок в семье;
  • долгожданный ребенок;
  • слепая родительская любовь, предполагающая решение  проблем за ребенка;
  • желание дать своему ребенку все, чего были лишены сами родители в детстве.

Последствия такого воспитания:

  • властность  уверенного,   самолюбивого,   с   пренебрежением относящегося к людям человека;
  • конфликты  с  другими  людьми,   неадекватные  реакции  в жизненных ситуациях неизбежны;
  • зазнайство;
  • неспособность к сопереживанию, нравственная глухота;
  • жестокость.

Подведем итог - родителям, которые  хотели  бы  воспитывать  своего ребенка не стихийно, а  сознательно,  необходимо  начать  анализ  воспитания своего  ребенка  с  анализа  самих  себя,  с   анализа   особенностей   своей собственной личности.

 

Ваш комментарий

Представьтесь: *
Ваше сообщение:
Картинка: