Большие проблемы маленького человека
Главное, с чем сталкивается ребенок в детском садике – это новые правила, которые, возможно, не приняты в его семье. Адаптируясь к детскому саду, малыш учится различать ситуации и анализировать, что можно и что нельзя с теми или другими людьми, в тех или иных случаях. Ему нужно научиться отстаивать свое мнение – но уважать правила, защищать себя – но не обижать других, быть личностью – но ценить коллектив, иметь свои постоянные вкусы – но допускать и что-то новое.
Психологи утверждают, что у ребенка 3-4 лет период адаптации длится 2-3 месяца. Если период затянулся, стоит проконсультироваться с психологом и помочь ребенку.
Вот несколько типичных ситуаций, с которыми сталкиваются родители, когда ребенок начинает ходить в детский сад (то есть начался адаптационный период).
Нежелание идти в сад
Плач, капризы каждый раз, когда приходит время идти в садик, – как ни странно, это самый «благоприятный» вариант. Ребенок открыто говорит о том, что ему не нравится. Здесь важно не ругать ребенка за истерики, а посочувствовать, пожалеть, объяснить, что «так уж устроен мир: мамы и папы работают, а дети ходят в садики и в школы».
Болезненность
Буквально с первых дней посещения садика ребенок начинает болеть: «неделя в садике - неделя (а порой и две) дома». Многие родители сетуют на садик: мол, недосмотрели, сквозняки, детей заболевших принимают, инфекция... Но чаще всего не садик, а сама ситуация перехода ребенка к самостоятельному пребыванию где-то без родителей, виновата в этих болезнях.
Как известно, физическое и психическое развитие ребенка взаимосвязаны, и организм ребенка иногда помогает ему справляться с тревогами и переживаниями. Чаще всего болеют "послушные" дети, которые не могут позволить себе громкие скандалы, стараются не расстраивать.
Как правило, спустя несколько месяцев после того, как ребенок пошел в садик, он болеет все реже и становится активнее, разговорчивее, взрослее. Если "болезненная" адаптация не проходит в течение полугода, родителям необходимо посоветоваться с детским психологом.
«Двойная жизнь»
Дома бегаете за ребенком с ложкой, а в садике он первым спешит похвастаться чистой тарелкой. Дома – ходит в одном носке, а воспитательница рассказывает, какой у вас самостоятельный и развитый ребенок. Что происходит?
Дело в том, что в садике ребенок понимает: здесь то место, где его готовы воспринять таким, каким он себя покажет. Свои настоящие тревоги дома в виде капризов и непослушания, а в садик приносит ту форму поведения, которая, как он считает, больше всего ценится в обществе. В обществе ему нужно уважение, а дома он отдыхает от тяжелой социальной роли «хорошего ребенка».
Конечно, обидно, что плоды вашего воспитания достаются чужим людям, но важно понимать, что это непослушание ребенка именно с близкими людьми означает, что он старается приспособиться к обществу и тратит на это много сил.
Обратный вариант: дома – «хороший», в садике – «ужасный».
Часто бывает, что дома послушный и вежливый ребенок в садике становится настоящим чертенком! Дело в том, что если родители очень много внимания уделяют правильному воспитанию, слишком контролируют ребенка, оберегают от принятия неверных решений, то ребенок трех-четырех лет, оставшись в садике без них, просто теряется. Он как бы остается без своей внешней совести, ведь его способность к самоконтролю еще не развилась, а дома его совестью и контролем были мама и папа.
Оставшись один, ребенок пытается найти взрослого, который смог бы, как мама, помогать ему быть «правильным». Именно для этого он ведет себя вызывающе, чтобы определить границы дозволенного. Чаще всего доброжелательность окружающих взрослых помогает в скором времени ребенку поверить, что для того чтобы быть достаточно хорошим, вовсе не обязателен постоянный контроль взрослых. Ему важно понять, что он сам может себя контролировать.
Срок адаптации к детскому садику индивидуален. Легче всего адаптируются:
- Дети, чьи родители готовили их к посещению сада заранее. За несколько месяцев до этого события можно рассказывать сказочные истории о посещении садика, играть «в садик» с игрушками, гулять возле садика или на его территории, рассказывая малышу, что ему предстоит туда ходить. Хорошо, если есть возможность познакомиться с ребенком с воспитателями заранее.
- Дети, физически здоровые, не имеющие хронических заболеваний, предрасположенности к частым простудным заболеваниям. В адаптационный период все силы организма напряжены, и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на борьбу с болезнью, это хороший «старт».
- Дети, имеющие навыки самостоятельности: одевание (хотя бы в небольшом объеме), «горшечный» этикет, самостоятельное принятие пищи. Если ребенок это все умеет, он не тратит силы на то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися навыками.
- Дети, чей режим близок к режиму сада. За месяц до посещения сада родители должны начать приводить режим ребенка к тому, какой его ждет в саду: 7:30 – подъем, умывание, одевание; 8:30 – крайнее время для прихода в сад; 8:40 – завтрак, 10:30 – прогулка, 12:00 – возвращение с прогулки, 12:15 – обед, 13:00 – 15:00 – дневной сон, 15:30 – полдник. Для того чтобы легко встать утром, лучше лечь не позже 20:30.
- Дети, чей рацион питания приближен к садовскому. Если ребенок видит на тарелке более-менее привычную пищу, он быстрее начинает кушать в саду, а еда и питье – это залог более уравновешенного состояния. Основу рациона составляют каши, творожные запеканки и сырники, омлет, различные котлеты (мясные, куриные и рыбные), тушеные овощи и, конечно, супы.
Трудно приходится детям, у которых не соблюдены одно или несколько условий (чем больше, тем будет сложнее). Особенно трудно малышам, которые воспринимают поход в сад как неожиданность из-за того, что родители не считали нужным разговаривать об этом. Бывают ситуации, когда посещение садика начинается неожиданно по объективным причинам (например, вследствие тяжелой болезни бабушки, которая до этого ухаживала за ребенком дома). И, как ни странно, часто трудно бывает тем детям, чьи мамы (или другие родственники) работают в саду.