Происхождение Снегурочки
Официальной датой появления Дед Мороз в России считается 1840-й год, именно тогда писатель князь Владимир Одоевский написал рассказ, который назывался «Мороз Иванович». Это была литературная обработка известной ранее сказки «Морозко». С тех пор образ Дедушки Мороза ассоциируется с добрым старцем, дарующим подарки в дни праздника.
Снегурочка – это тоже литературный персонаж. Ее появлением мы обязаны Александру Островскому и его одноименной пьесе, где Снегурочка – дочь Мороза и Весны. Появилась пьеса в 1873 году и была воспринята современниками с недоумением и непониманием: «Снегурочку» критиковали в печати, над ее текстом издевались. Однако в 1879 году за создание оперы по пьесе А. Н. Островского берется Н.А.Римский-Корсаков. Завершенная в 1881 году и впервые поставленная в 1882 году опера Римского-Корсакова имела громадный успех.
Корни образа Снегурочки в русском народном обряде не обнаруживаются. Отсутствует она (в отличие от Леля) и в искусственно сконструированной мифологии ХVIII века. Однако в фольклоре образ Снегурки есть: он известен по народной сказке о сделанной из снега и ожившей девочке. Эта снежная девочка летом идет с подружками в лес по ягоды и либо теряется в лесу (и в этом случае ее спасают звери, привезя ее на себе домой), либо тает, прыгая через костер (по всей видимости, купальский). В последнем сюжете нашел отражение миф о природных духах, погибающих при смене сезона (рожденное зимой из снега существо при наступлении лета тает, превращаясь в облачко).
Варианты сказок о Снегурке были проанализированы А. Н. Афанасьевым сточки зрения «метеорологического мифа» в вышедшем в 1867 году втором томе его «Поэтических воззрений славян на природу». Именно под влиянием концепции Афанасьева у Островского возник замысел «весенней сказки».
Когда в конце ХIХ – начале ХХ века педагоги и методисты начинают разрабатывать сценарии детского праздника Новогодней Елки, привлекаются персонажи из народной сказки о Снегурке, «весенней сказки» Островского, хоры из оперы Римского-Корсакова. Стихотворения и песни о зиме, Новом годе и елке включают в себя персонифицированные образы Мороза (превратившегося постепенно в Деда Мороза), девушки/девочки Снегурочки (превратившейся в его внучку), Зимы, Метели, Снежинок и пр.
Однако если образ Деда Мороза успевал оформиться в мифологический персонаж и войти в сценарий детских елок еще до революции, то со Снегурочкой этого не случилось. Возможно, Дед Мороз опередил Снегурочку потому, что у него оказались западноевропейские двойники: дарители елок и подарков (св. Николай, Санта-Клаус, Father Christmas и др.), в то время как Снегурка в этом отношении оказалась уникальной, существующей только в русской культуре. Ни Маланка (участвующая в Галиции, Подолии и Бессарабии 31 декабря в обрядовом действе), ни св. Катерина и св. Люция, в день их тезоименитств выступающие у некоторых европейских народов в роли дарительниц, ни итальянская Бефана, в ночь на Богоявление бросающая детям в башмачки подарки, ничем не напоминают русскую Снегурочку и ни одна из них не имеет мужского «напарника». Женских персонажей, связанных с Новым годом и елкой, на Западе не существует.
До революции Снегурочка была представлена на елках: куклы снегурочки вешались на елку, девочки в костюме Снегурочки участвовали в празднике, о Снегурочке декламировались стихотворения, она являлась главным персонажем инсценировок народной сказки, фрагментов пьесы Островского и оперы Римского-Корсакова. Но в роли ведущей на празднике елки Снегурочка в эти годы никогда не выступала.
И только в посвященных устройству детских новогодних праздников книжках, выпущенных после разрешения елки в 1935 году, Снегурочка начинает фигурировать на равных правах с Дедом Морозом. Она становится его помощницей и посредницей между ним и детьми. Вначале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник елки в московский Дом союзов.
Место рождения Снегурочки сегодня оспаривают два населенных пункта России: Костромская область, где в имении Щелыково Островский написал свою знаменитую сказку, и Санкт-Петербург, где создал свою бессмертную оперу Римский-Корсаков.
Комментарии
|
|
|