Ренессанс
Ренессанс - стиль Возрождения, относившийся к XV-XVI вв. Новый стиль, названный современниками стилем Возрождения, привнес в искусство и культуру средневековой Европы новый дух свободы и веры в безграничные возможности человека.
Впервые за полторы тысячи лет человек
снова стал творцом красоты и свободным странником, желающим увидеть
и ощутить окружающий его мир, он снова готов к открытиям и смелым
решениям. Новая эстетика отразилась и на дизайне
интерьера: теперь ему характерны большие помещения со
скругленными арками, отделка резным деревом, самоценность и
относительная независимость каждой отдельной детали, из которых
набирается целое.
В начале ХV в. во Флоренции был создан новый архитектурный стиль – ренессанс на основе характерных для эпохи Возрождения идеологий рационализма и крайнего индивидуализма. В эпоху ренессанса складывается впервые личность архитектора в современном смысле слова, в противоположность зависимости средневекового архитектора от цеха каменщиков.
Искусствоведы различают ранний и высокий ренессанс; первый развивался во Флоренции, центром второго был Рим. Архитекторами Италии была творчески переосмыслена античная ордерная система, которая внесла в облик здания соразмерность, ясность композиций и удобство.
Первым архитектором ренессанса был Филиппо Брунеллески. В его творчестве нагляднее всего отразились основные достижения этой эпохи. Он первым создал дворец (Палаццо), который лег в основу всей последующей архитектуры, в том числе и нашей. Основным достижением ренессансного дворца является окончательное оформление этажа, как горизонтального пространственного слоя, предназначенного для жизни и деятельности человека. Стена впервые истолковывается в современном смысле слова, т.е. как геометрически правильная перегородка постоянной толщины между внутренним архитектурным пространством и пространством вне здания. Окна трактуются как глаза здания, фасад - как лицо здания; т.е. снаружи выражается внутреннее архитектурное пространство.
Высокий ренессанс ассоциируется в
архитектуре с именем Браманте. Его "Темпиетто" из всех
зданий ренессанса стоит ближе к античной архитектуре по
органической полновесности форм и гармонической
завершенности, основанных на золотом сечении
пропорций.