Как сохранить безопасность на дороге
1. Тормоза необходимы лишь при аварийных ситуациях. Если эта мысль станет твоей привычкой, она намного продлит жизнь шин, а главное - позволит твоим пассажирам чувствовать себя гораздо спокойнее.
2. Ежедневно перед выездом проверяй на прочность тормозные шланги. Для этого 2-3 раза нажми на педаль тормоза с максимальным усилием. Пусть лучше шланг лопнет в гараже, нежели на трассе в условиях аварийного торможения. В этом случае бдительность не может быть чрезмерной. Не ленись отыскать причину малейших отклонений от нормы в работе тормозов.
3. Внешним признаком неисправности тормозов чаще всего бывает подтекание тормозной жидкости. Даже самые незначительные следы такой "сырости" - уже сигнал опасности. Выезд в этой ситуации может привести к аварийным последствиям.
4. Торможение всех колес, когда ты нажимаешь на педаль, должно быть одновременным и плавным. Не откладывай на потом то, что надо сделать сегодня (регулировку и т. п.).
5. "Держи тормоза сухими". После того, как помоешь автомобиль из шланга (на мойке), переедешь глубокую лужу или проедешься под дождем, полезно нажать несколько раз на тормозную педаль, чтобы "посушить" тормозные накладки, диски и барабаны.
6. Садясь за руль незнакомого автомобиля, всегда проверяй, как работают тормоза. Сначала на месте - не проваливается ли педаль, потом в движении на небольшой скорости - все ли тормоза "берут" одновременно. Нарушение этого правила может стать слишком дорогой платой за "авось".
В первые минуты езды убедившись, что вокруг вас никого нет на расстоянии 100-150 метров и дорога сухая, попробуй несколько раз резко затормозить на разных, постепенно увеличивающихся скоростях. Так можно оценить работоспособность тормозов.
7. Помни, что на мокрой дороге тормозной путь увеличивается примерно вдвое. Попав на такую дорогу, сразу переключайте соответствующий рычажок в своем сознании.
8. При обслуживании тормозной системы следите за чистотой рук, инструментов, целостностью пыльников, используемых материалов - здесь недопустимы малейшая грязь или следы масла.
9. Всегда пользуйся одной маркой тормозной жидкости, той, что рекомендует завод-изготовитель, регулярно проверяйте ее уровень в наполнительном бачке главного тормозного цилиндра.
10. При доливке или замене отработавшей 2-3 года жидкости свежей постарайся свести до минимума ее контакт с воздухом. Это особенно важно на "Жигулях". Атмосферная влага, которую впитает жидкость, повлияет на ее рабочие характеристики.
11. Частые длительные торможения (например, при неправильной тактике езды на затяжных спусках, в горах) или пользование ручным тормозом в движении могут привести к перегреву колодок, дисков, барабанов, образованию паровых пробок в системе гидропривода и резкому снижению эффективности тормозов. Признак этого дефекта такой же, как и при попадании воздуха в систему - "упругость" педали.
12. Педаль сцепления обязательно должна иметь свободный ход. Величина его подсказана инструкцией. Отсутствие или уменьшение свободного хода приводит к пробуксовке, перегреву и отказу сцепления выполнять свои функции.
13. Будь особенно внимательна к рулевому управлению. При малейших отклонениях от нормы необходима помощь специалиста. Не имея опыта, не делай регулировок сама. Признаки, требующие обращения к механику: увеличение люфта рулевого колеса, затруднение его вращения, стуки или шум при движении.
14. Если рулевое управление и шины в порядке - автомобиль "держит дорогу", то есть движется по прямой без подруливания, а в конце поворота рулевое колесо само возвращается в исходное положение.
15. Кроме того, непреложным правилом должно быть соответствие норме углов установки колес ("сход" и "развал"). Эти величины следует систематически проверять и приводить к норме на станциях обслуживания, оборудованных специальной аппаратурой. От схода и развала зависит и износ.
16. Очень важно, чтобы в шинах поддерживалось предписанное инструкцией давление, и главное, следи, чтобы оно было одинаково в каждой паре колес. От этого зависит управляемость автомобиля и износ шин. Проверив давление, не забывай плотно заворачивать колпачки ниппелей.
17. Систематически, не реже чем раз в месяц, контролируй состояние запасного колеса. Это сбережет нервы и силы при проколе в непогоду, ночью, когда ты куда-то торопишься и т.п.
18. Пользуйся каждым случаем, чтобы внимательно осмотреть колеса, удалить камешки, гвозди, кусочки стекла и проволоки (гвоздей), застрявшие в протекторе. Если не делать этого вовремя, острый осколок постепенно углубится в покрышку и, дойдя до камеры, прорвет ее.
19. Очень важна балансировка колес. Ее делают на заводе, прикрепляя специальные грузики к ободу колеса. При демонтаже (замене камеры) отмечай положение шины на ободе и при сборке устанавливай покрышку и грузики (если они соскочили) точно по этим меткам. Когда заменяется покрышка или обод слегка деформирован, необходимо заново отбалансировать колесо в сборе. Ибо дисбаланс (разбалансировка) приводит к биению колеса (ускоряет износ подшипника), быстрому износу шины, вибрации автомобиля, разрушающей узлы подвески, ухудшению управляемости автомобиля, особенно на высоких скоростях, резких поворотах.