В данной статье речь пойдет о новом направлении, завоёвывающим танцевальное пространство, о стиле Трайбл.
С этим стилем восточного танца впервые я познакомилась, просмотрев на DVD первый концерт в Париже звезд беллиданс, где одной из исполнительниц была Rachel Brice (всем рекомендую посмотреть ее видео на youtube). Ее танец подарил неоднозначные ощущения: с одной стороны, впечатляло великолепное владение своим телом танцовщиц, двигающихся в неторопливом медитативном ритме, в необычных костюмах, с другой - в голове всплывала мысль, ну почему так медленно? Полный суетных мыслей мозг не мог воспринять происходившее на сцене. И в правду, перед глазами обывателя, привыкшему видеть танцовщиц танца живота, стремительно бегающими по сцене, быстро крутящими бедрами и другими частями тела, делающих в минуту по 100 движений, открылась непривычная взгляду картина. Все это послужило толчком поиску и изучению информации и источников об этом стилистическом направлении танца.
Итак, небольшая историческая справка о стиле Трайбл (Tribal Bellydance). Tribe по-английски означает "племя". Tribal dance означает "танец племени".Этот стиль появился в США во второй половине XX века. Его основоположница – Джамила Салимпур (Jamila Salimpour). Джамила привнесла новшества в привычный танец живота, включив в него марокканские танцы, танцы цыган Алжира и Египта. Одной из подхвативших и развивших идею племенного танца была Каролина Нериккио (Carolina Nericcio). Каролина объединила в стройную систему движения, переходы в танце, а также создала своего рода словарь движений, условных знаков и правил взаимодействия танцовщиц в танце и групповой импровизации. Созданный Каролиной стиль получил название - American Tribal Style или ATS.
На сегодняшний день этот стиль развивается и пополняется новыми движениями, которые включаются в ATS c согласия Каролины. Одной из отличительных черт стиля является сохранение образа фольклорности. В основе танца лежит групповая импровизация, т.е. зная базовые движения и правила перемещения в группе, танцовщица (лидер) может импровизировать, а поддерживающая часть группы (хор) синхронизируется с ней. Таким образом, не заучивая танцевальных постановок, можно создавать различные вариации танца.
Популярность American Tribal Style дала толчок развитию новых танцевальных ответвлений которые опирались на созданную Каролиной танцевальную базу. Одним из таких ответвлений стал трайбл фьюжн (tribal fusion), представлявший собой смешение различных стилей танцев, наложенных на базу ATS. Например, танцовщицы tribal fusion в своих выступлениях нередко используют элементы фламенко, стили индийского танца, балет, разные стили уличного танца. В отличие от АTS, трайбл фьюжн не имеет строгих ограничений, как по комбинациям движений, так и по костюмам.
В России трайбл появился относительно недавно. Несмотря на то, что стилистическая база танца содержит множество движений, заимствованных из bellydance, этот танец сильно отличается за счет иного использования пространства, определенных шагов, фиксированных положений рук (как во фламенко), движением корпуса. Принцип мышечной изоляции корпуса, один
из основополагающих в трайбле: например, работает только грудная клетка – бедра статичны.
В процессе занятий, нарабатывается много полезных навыков – технических и эстетических. Например, как правильно перераспределить усилия в теле, чтоб сохранить осанку и без напряжения двигаться, выполняя разные танцевальные элементы. Система перемещений позволяет наладить связь с пространством и ритмом.
Не менее творчески танцовщицы подходят к пошиву костюма. Дизайн костюма и вышивки на нем в основном создает танцовщица. Креативность и кропотливый труд помогают в этом.
Первый этап создания костюма - это поиск вдохновения, затем изучение нужной литературы и подбор материала, т.к. узоры на костюмах могут нести в себе смысловое содержание, и заключительный момент - реализация идеи. Приобретаемые в этом
творческом процессе навыки имеют практический характер и находят свое применение в повседневной жизни.